Предисловие
Предисловие
Ни великие политические и финансовые структуры мира, ни ограниченные узкой специализацией профессионалы, ни среднестатистические обыватели не понимают, что… ныне стало совершенно реальным обеспечить каждому человеку на земле “высокий, невиданный прежде, уровень жизни”. Теперь можно не выбирать: ты или я. Эгоизм не нужен и потому не должен оправдываться, как необходимый для выживания. Война устарела. [*]
Р. Бакминстер Фуллер
О Движении
Основанное в 2008 году Движение «Дух времени» (ДДВ, англ. TZM) — группа, поддерживающая устойчивое развитие. Деятельность этого сообщества реализуется через сеть региональных отделений, проектные команды, общественные мероприятия, культурные и благотворительные акции. Активизм ДДВ основывается на ненасильственных методах общения с ориентацией на просвещение людей об истинных первопричинах многих широко известных психологических, социальных и экологических проблем современности, и об огромном потенциале для их решения и развития человечества, который стал возможен благодаря науке и технологиям, но не реализуется из-за препятствий, создаваемых устоявшейся социальной системой.
Хотя термин «активизм» тут семантически верен, просветительскую работу ДДВ не следует ошибочно связывать с популярными ныне «активистскими акциями протеста», что иногда случается. В отличие от них, ДДВ действует с помощью целенаправленных рациональных образовательных проектов, которые не стремятся насаждать, указывать или принуждать к слепой вере, а предлагают новый образ мыслей, логически самоочевидный, если ключевые аспекты устойчивости [*] и общественного здоровья [*] рассматриваются с научной точки зрения.
Однако цели ДДВ всё же очень похожи на цели традиционных движений за права человека в том, что при внимательном рассмотрении видно, насколько в действительности ненужно присущее нынешнему социальному строю угнетение. Этот строй структурно и социологически ограничивает личное благополучие и потенциал подавляющего большинства жителей планеты, не говоря уже о том, что он препятствует своей устоявшейся методологией прогрессу в целом.
К примеру, нынешняя социальная модель не только поддерживает чрезвычайную степень губительной экономической неэффективности, как мы покажем в дальнейших очерках, но также неизменно поддерживает одну экономическую группу, или «класс», людей выше другого, подкрепляя практически бесполезное неравенство и относительную нужду. По сути, это «экономическое ханжество», и оно не менее опасно, чем дискриминация по половому, этническому, религиозному или мировоззренческому признакам.
Однако это ханжество является лишь частью большего явления, которое можно назвать «структурным насилием» [*] и которое подчёркивает всё многообразие встроенных в систему страданий, жестокости и лишений, которые большинство ныне воспринимает как «норму». Этот контекст «насилия» простирается гораздо шире и глубже, чем многим кажется. Размах того, насколько нынешняя социально-экономическая система бессмысленно снижает общественное здоровье и тормозит прогресс можно вполне осознать, лишь взглянув на общество бесстрастно — с технической и научной точки зрения, отбросив наши традиционные, часто вводящие в заблуждение нормы.
Относительная природа нашего понимания обычно становится жертвой допущений о кажущейся нормальности — как в случае с бедностью и нуждой более трёх миллиардов человек [*]. Людям, которые не знают, сколько еды производится в мире, как она потребляется или пропадает и какие методы эффективного и изобильного производства еды сейчас доступны, положение недоедающих кажется «естественным» и неизменным порядком вещей.
Это скрытое насилие может распространяться и на культурные мемы [*] — в этом случае традиции и психология общества могут безо всякого злого умысла вызывать пагубные для отдельно взятого человека последствия. К примеру, в мире существуют религиозные традиции, которые выступают против использования медицины [*]. Хотя можно долго спорить о моральных и этических особенностях значения смерти ребёнка в такой традиции от распространённой болезни, которую можно было бы легко одолеть средствами современной науки, безо всяких споров понятно, что в смерти этого ребёнка будет виновата уже не болезнь, а социологическая парадигма, которая запретила лечение.
Возьмём более общий пример: учёные провели массу исследований на тему социального неравенства и его воздействия на здоровье общества. Как покажут дальнейшие очерки, существует огромный ряд физических и психических расстройств, которые, по-видимому, возникают в результате этой проблемы, включая склонность к насилию, болезни сердца, депрессию, недостаток образования и многие, многие другие осложнения — осложнения с вполне реальными социальными последствиями для каждого из нас [*].
Всё сводится к тому, что, если сделать паузу и задуматься об этих, не так давно осознанных причинно-следственных связях, которые имеют однозначно негативное влияние на человечество, но глупо игнорируются ввиду установленных культурой традиций, мы неизбежно оказываемся в контексте гражданских прав и, как следствие, социальной устойчивости. Новое движение за гражданские права выступает за применение знаний и нашего технического потенциала не только при решении проблем, но и для формирования пронаучного общественного строя, который по-настоящему оптимизирует наши потенциал и благополучие. Любой другой подход создаст неравенство и дестабилизирует общество, поскольку игнорирование этих проблем — это просто-напросто скрытая форма угнетения.
В общем, ДДВ ставит целью не только просвещать о подобных проблемах и их реальных системных источниках — отсюда и стремление к решениям, — но также рассказывает о нашей потенциальной способности к решению всех подобных проблем, улучшению здоровья общества в целом и, таким образом, к решению тех проблем, которые мы ещё даже не осознали [*]. Для этого необходимо принять саму природу научного мышления, при котором формирование максимально согласованного с реальностью образа мыслей важнее всего остального. С помощью такого образа мыслей организованное общество отыщет верный контекст для устойчивого развития и эффективность достигнет невиданного прежде уровня, благодаря признанию (и применению) научного метода.
Задачи
Деятельность ДДВ можно обобщить выделив следующие задачи: выявлять, обучать и создавать.
Выявлять
Выявление означает выяснение природы и причин чего-либо. Чтобы выявить причины многочисленных социальных и экологических проблем современности, мало жаловаться на них или критиковать действия людей или целых общественных институтов. Истинное выявление требует обнаружения подлинной причины возникновения проблемы и поиска решения на том же уровне.
Основная проблема сегодня — это, так сказать, подслеповатая система взглядов, в которой причины явлений выявляются упрощённо и недальновидно. Например, традиционный устоявшийся метод коррекции поведения человека, совершающего так называемые «преступные действия» — это, обычно, тюремное заключение. Но данное решение никак не выявляет фундаментальную мотивацию «преступника» и то в его психологии, что привело к таким действиям.
На этом уровне решение будет куда сложнее и станет опираться на симбиоз физической и культурной эволюции человека [*]. Эта ситуация ничем не отличается от смерти от рака, поскольку причина смерти больного — не рак, а совокупность вызвавших его факторов.
Обучать
Наше движение руководствуется убеждением, что знание — это мощнейший инструмент и оружие для создания долгосрочных изменений к лучшему в обществе на глобальном уровне, поэтому мы считаем, что нет ничего важнее качества личного образования человека и его способности передавать другим свои мысли эффективно и конструктивно.
ДДВ не стремится следовать жёсткому перечню статичных взглядов. Такие ограниченные, узкие методы характерны для религиозных и политических культов, в то время, как ориентация на изменения подчёркивает антиистэблишментский [*] характер ДДВ. В этом плане ДДВ не навязывает. Наоборот, оно стремится научить человека открытому образу мыслей и в идеале сподвигнуть его на формирование собственного понимания важности такого мышления.
Кроме того, образование необходимо не только людям, незнакомым с образом мыслей и методологией [*] характерными для ДДВ, но и тем, кто ими уже руководствуется. Как нет на свете утопии, так нет и предела после достижения которого учиться уже не нужно.
Создавать
Мы несомненно за корректировку человеческих ценностей с помощью образования и хотим, чтобы мировое сообщество осознало необходимость таких социальных перемен, однако ДДВ также рассматривает вопрос: как новый общественный строй на основе оптимальной экономической эффективности [*] будет выглядеть и функционировать с учётом нынешнего уровня технологий?
Один из примеров — программа «Институт глобальной реконструкции» [*]. Это сетевой аналитический центр, который стремится описать возможные изменения общественной инфраструктуры благодаря технологии и совместить этот технический потенциал с научным мышлением для определения наиболее эффективной технической инфраструктуры для разных регионов мира.
Стоит кратко упомянуть, что рекомендуемый ДДВ подход к «управлению», мало похож на распространенные ныне или существовавшие в истории формы управления. Он основан на междисциплинарном объединении различных доказательных методов нацеленных на оптимизацию и уравновешенных системным подходом, чтобы эффективно адаптироваться к новым научным открытиям [*].
Как мы покажем ниже, «наиболее надёжным» в любой момент времени можно считать лишь тот ориентир, который основывается на наиболее крупной наблюдаемой системе. Такова природа причинно-следственной синергии, которая составляет техническую основу по-настоящему устойчивой экономики.
Просмотров: 3834