Зачем нужна национальная наука?
К сожалению, у нас до сих пор не все понимают, почему развитие и защита национальной науки – обязанность жителей самой «недоразвитой» страны перед всем остальным человечеством. Многим успели внушить, что человечеству вполне достаточно, к примеру, американской науки, а всем остальным странам без науки можно (и даже должно) обойтись. В связи с этим часто в отрыве от контекста цитируют известную фразу о том, что наука не бывает английской, американской или русской. Конечно, не бывает – научный метод един везде. Однако для полноценного развития мировой науки нужно множество национальных (региональных) научных школ. Более того, их отсутствие не просто создает тормоз для развития мировой науки, но и ставит под угрозу ее существование – а в связи с этим существование всего человечества.
Прежде всего, потеря любой страной своей национальной науки приведет к росту национализма, шовинизма, ксенофобии и прочим подобным явлениям. Это произойдет в том числе и потому, что наука – явление по своей сути интернациональное и способствует установлению связей между специалистами разных стран. История науки изобилует именами представителей разных наций, так что любой подготовленный специалист в любой научной области уже располагает подтверждением факта равенства разных рас и народов и возможности их мирного сотрудничества. Если наука в той или иной стране исчезнет, то для ее населения исчезнет и множество оснований для мирных и творческих контактов между представителями разных народов. В этой ситуации легко будет внушить массам, что те или иные народы – чужие, и заслуживают уничтожения.
Далее, исчезновение национальной науки приведет к обвальной клерикализации. Это само по себе влечет целый ряд ужасных последствий. Прежде всего, наличие в стране экспертов, способных оценить правильность тех или иных действий, предлагающих обоснованный взгляд на мир, является основным препятствием, мешающим клерикалам диктовать свои правила политикам и населению, и в том числе – запрещать аборты, вакцинацию, предохранение от беременности и СПИДа, и вообще выполнение разнообразных правил гигиены. Нечего и говорить, от страны, которой безраздельно управляют попы, будет исходить угроза эпидемий, и уже одним этим она будет представлять опасность для всего человечества. Ничем не контролируемая клерикализация приведет к распространению СПИДа, и к тому же, бесконтрольному росту и обнищанию населения. Как следствие, создание ада на Земле деморализует (во всех смыслах) жителей пострадавшей страны, приведет к росту насилия и преступности, и таким образом, население лишенной науки страны еше и этим будет представлять опасность для соседних, а может, и не только соседних стран.
Отсутствие в стране науки приведет к разрушению в стране образования и, соответственно, промышленности. Это значит, что опасность техногенных катастроф вырастет до невероятных прежде пределов. Здесь будут регулярно происходить взрывы АЭС, оставшихся химических заводов, взрывы газа в домах, разнообразные пожары, поскольку обеспечение всех важных оставшихся производственных объектов оставшимися в стране иностранными специалистами - дело крайне ненадежное. Иностранный специалист может просто побояться продолжать работать в такой стране, и уехать домой (остановить его невозможно), к тому же, люди, как говорится, смертны, и иногда внезапно смертны. Связанное с гибелью науки разрушение основы экономики любой страны – станкостроения и приборостроения – сделает страну чересчур зависимой от внешних сил (то есть, реакционных и агрессивных политиков других стран), которые смогут манипулировать населением, как угодно, в том числе и во вред собственным народам. Это обстоятельство чревато войнами, со всеми их последствиями.
Далее, с исчезновением науки в одной или многих странах растет опасность распространения псевдонауки. Как известно, псевдонаука не может выйти на международный уровень прежде всего благодаря существованию множества независимых национальных научных школ. Смена научных парадигм вообще происходит прежде всего благодаря международному сотрудничеству. Если наука будет лишь в нескольких «избранных» странах, смена научных парадигм будет обеспечиваться исключительно за счет сменой поколения людей, которые их придерживаются. В этом случае развитие мировой науки может очень сильно затормозиться.
Национальные школы нужны еще и для того, что даже если какие-то катастрофы (войны, экономические кризисы), поразят едва ли не полмира, вся совокупность утраченных знаний будет воссоздана в любой стране. Таким образом, может быть гарантировано поступательное развитие цивилизации при самых форс-мажорных обстоятельствах. А наличие в мире единственной школы, мало того, что само по себе резко затормозит развитие науки, но и приведет к тому, что наука станет невероятно уязвимой и хрупкой – любая бомба, упавшая на университет или события, подобные сожжению Александрийской библиотеки, могут легко полностью положить конец ее существованию.
Из всего этого следует, что любая национальная наука – не только одно из важнейших средств сохранения цивилизации и человечества в целом, но и важный ценностнообразующий фактор. То есть, без нее у жителей того или иного региона не будет ни интеллектуальной честности, ни стремления поступать разумно. И, кстати, следует отметить, что «мировой мозговой насос», закачивающий представителей все еще существующих иностранных научных школ в США, разрушает национальные науки как тех стран, из которых приезжают эти ученые, так и "аутентичную" науку самих США. Все меньше людей, родившихся в Америке, приходят в науку, все ниже уровень образования в США, все меньше прав у местных ученых, потому что на смену им приходят "штрейкбрейхеры", готовые работать на любых условиях.
Ученые всего мира должны понять, что проблема сохранения национальных научных школ так или иначе коснется каждого из них. И, вероятно, сохранять эти школы поможет именно международная солидарность ученых. Она даст ученым всего мира возможность постоянно поддерживать связь друг с другом, совместно находить творческие решения, создающие мирные, ненасильственные и законные препятствия решению чиновников той или иной страны разрушить свою национальную науку.
Просмотров: 4837