Как помочь сектанту?
В наше время слово «секта» на слуху, и слово «сектант» приобрело почти такой же оскорбительный смысл, какой в средние века имело слово «еретик». Антиклерикалы привыкли дискутировать в основном с православными клерикалами, и в том числе атеистами-клерикалами, то есть людьми, искренне верующими в то, что объединение церкви с государством и образовательной системой повысит их личный доход и поможет сделать им карьеру. Но что происходит, когда наши усилия начинают давать результат, и наиболее разумные и честные представители православного сообщества сами становятся антиклерикалами?
Оказывается, с этого момента их ждут проблемы. Дело в том, что быть православным-антиклерикалом невозможно по определению. Символ веры православных требует верить не только в Бога, но и «святость и кафоличность (всемирность) и единство православной церкви». Если вам не нравится РПЦ и/или вы вообще занимаете антиклерикальную позицию, вы – не православный.
Если православные верующие, не поддерживающие РПЦ, соберутся в отдельную группу и станут между собой общаться (и, к примеру, вместе молиться и соблюдать обряды), то они превратятся в секту. Именно такими «сектантами» стали так называемые кочетковцы и представители других небольших православных религиозных групп, не поддерживающих РПЦ. А дальше такие люди – вероятно, лучшие представители православного сообщества – оказываются под «обстрелом» не только единоверцев из РПЦ, но и антиклерикалов. Совершенно непонятно, как с ними сотрудничать. Они продолжают проповеди о боге, и их невозможно остановить. Но при этом они против объединения церкви с государством и образовательной системой, и по идее должны быть нашими союзниками.
Проблема не только в стремлении этих новоявленных антиклерикалов к миссионерству. Обычные антиклерикалы не не умеют с ними общаться, и не знают, что им можно предложить. Тем не менее, отказ от РПЦ – это уже путь к атеизму и научному мировоззрению. Рано или поздно православные-антиклерикалы поймут, что в мире не существует религиозной группы, которая могла бы удовлетворить их потребности, и им придется держать свои верования при себе, а на публике демонстрировать свою научную позицию.
Отказавшись от РПЦ, христиане-антиклерикалы могут вступить в какую-нибудь протестантскую церковь или секту. Обычно протестантские организации на словах не имеют клерикальных амбиций (то есть, не стремятся к объединению своей церкви с государством или образовательной системой). Однако они, во-первых, навязывают очень жесткий антинаучный взгляд на мир (прежде всего – младоземельный креационизм), во-вторых, выступают против идеи о том, что общественные проблемы должна решать наука. К тому же, они предпочитают, чтобы «старший брат» – например, РПЦ или Ватикан – занимали свое место, и даже препятствуют тому, чтобы хотя бы интеллектуально оспорить его право на власть и могущество. Такую позицию по отношению к крупным церквям, к сожалению, часто занимают даже так называемые «либеральные христиане» - наиболее свободная от доктрин и предписаний часть христианского мира, воспринимающая Иисуса как литературного персонажа.
Увы, страх перед объявлением секты «экстремистской организацией» и запретом сделала клерикалами, - то есть, фактически политическими сторонниками РПЦ – руководителей, а следом за ними и рядовых представителей практически всех сект нашей страны. Однако РПЦ ведет себя с сектами практически как с исторически антиклерикальными политическими партиями коммунистов и либералов. Она навязывает им «неразделенную любовь», в результате чего сама РПЦ проклинает сектантов, а сектанты не решаются критиковать РПЦ даже в личной беседе. В конце концов, подражать не только политике, но и идеологии РПЦ начали не только секты, но даже такие опять же исторически антиклерикальные официальные религиозные организации – например, буддийская сангха РФ.
Поэтому нынешние сектанты, конечно, не похожи на бесстрашных еретиков-антиклерикалов времен средневековья – катаров, вальденсов или ранних протестантов. Они фактически служат врагу, терпят выпускающиеся Дворкиным и Кураевым (который, помимо прочих учений, напал на вполне официальный в РФ буддизм в книге «Сатанизм и интеллигенция») оскорбительные и клеветнические материалы. И понятное дело, не ставят вопрос об оскорблении чувств, которые им православием регулярно наносится.
Однако если бы сектанты не искали столь тщетно поддержки у РПЦ, а присоединились к антиклерикальному движению, оно стало бы значительно сильнее. Хотя бы потому, что секты обычно гораздо больше требуют от людей, нежели крупные церкви, и сектанты быстро понимают, что не в силах выполнить эти требования. Сектанты – как православные, так и все прочие – быстро разочаровываются, теряют интерес к своей секте и религии вообще. Но тут-то их и подстерегает РПЦ.
Представители РПЦ преследуют сектантов, запугивают их, портят им репутацию и в конце концов доводят - вынуждают их обратиться в клерикальное православие. Это приводит к ужасающим результатам. Поскольку сектанты обычно являются людьми, более серьезно относящимися к религии, чем рядовые православные, они после такого «преображения» обычно становятся верующими фанатиками – кстати, хороший пример такого обращения представляет собой небезызвестный Энтео.
В связи со всем этим перед антиклерикальным движением стоит достаточно серьезная задача по поддержке всех людей, которых преследуют за религиозные убеждения. Понятно, что РПЦ распространяет идеи о том, что все, кто поддерживает сектантов из самых гуманистических соображений, сами являются тайными сектантами. Однако это не аргумент. Если человек выступает за свободу совести и приоритет науки при решении общественных проблем, он уже полноценный союзник антиклерикалов. Понятно, что сломленный религией человек обычно находится под влиянием идей господства и рабства, и предпочитает скорее сильного хозяина, нежели доброжелательно настроенного, но «политически слабого» союзника. Он запуган и склонен к предательству. Тем не менее, в честном следовании религии – как слабость, так и сила сектантов. Стремление разобраться и понять религиозную истину рано или поздно приведет их к атеизму. Поэтому нужно дальше размышлять и выяснять, как вовремя указать им верный путь при выходе из секты и не позволить РПЦ навязать им силой свой опиум.
Просмотров: 4587