JoomlaTemplates.me by Discount Bluehost

Будущее религий: возлюби науку и обрящешь свободу совести!

Обновлено: 07.12.2014

Судя по многочисленным наблюдениям, подлинный показатель свободомыслия у людей - вовсе не "стерильный" атеизм, который может сочетаться с ярым клерикализмом. Это отношение к атеистам, антиклерикалам и науке - а также идее о том, что именно науке нужно доверить управление обществом.

Собственно, такая позиция составляет основу движения брайтов, в которое входит всем известный Ричард Докинз - во главу угла ставится наука, и человек должен разделять идею о ее приоритете в решении общественных проблем. При этом он может быть атеистом, апатеистом, игтеистом, игностиком, деистом, пантеистом или "сторонником традиции, не предусматривающей веру в конкретное божество".

В таком случае человек не будет навязывать другим своей личной философии. Он будет говорить лишь о том, что можно доказать другим. Потому что иначе такие разговоры превращаются в демагогию. Свободомыслящему человеку не придется быть лицемером - если его спросят, и будет подходящая ситуация, он расскажет о своих взглядах, но никогда не будет их никому насаждать. И при этом будет поддерживать атеистическое движение и не ловиться на байки о том, что в случае победы науки от каждого будут требовать узко понимаемого атеизма.

Далее, совершенно неправильно думать, что в случае победы над клерикализмом внезапно расцветут разного рода дикие новомодные культы. Их порождает самый главный культ, существующий в нашей и большинстве других стран - культ легковерия. Едва его начали насаждать в СССР, как страна сошла с ума. Если мы не будем считать, что вера неизвестно во что ("разве для того, чтобы верить, нужно что-то знать?") является добродетелью, если издание уфологической и прочей подобной литературы перестанет быть большим бизнесом, то разного рода "паранормальные верования" превратятся из "опиума для народа" в фольклор и городские легенды.

Разного рода церкви и религиозные организации предоставят содержать пастве, и если они будут пользоваться спросом, ниточки разного рода традиций будут тянуться еще долго. Но ясно, что эти религии со временем будут утрачивать систему верований, мифологическую основу и сохранят лишь то, что в них кажется наиболее ценным интересующимся ими людям.

Что же касается опасности возникновения небольших религиозных объединений, характеризующихся авторитаризмом и жестокостью, то в настоящее время они всего лишь в мелком масштабе отражают политику крупных церквей. Культ легковерия соблазняет глупых людей, неспособных ни на что, кроме демагогии. Они жаждут личной идеологической власти. Таких людей мы можем видеть и на "курайнике" и на разного рода "эзотерических" форумах. Однако уничтожение клерикализма, самой идеи поклонения священнослужителю, не говоря уж о росте культуры и образования, сведет к минимуму число таких людей - и к тому же, их никто не будет слушать.

Влияние религий на человека будут изучать психологи-атеисты - доброжелательно, уважительно, в сотрудничестве с адептами. Они будут наблюдать, как влияют те или иные практики на интеллект, творческие способности, здоровье и социальные данные участников религиозных движений. И если все это будет в среднем не ниже, что и у атеистов, то, разумеется, никаких попыток ограничить распространение этих практик не будет. Таким образом, наука позволит дать ответ на вопрос, всегда ли религия является опиумом для народа. И если не всегда, и какие-то техники и практики будут полезны для развития человека, психологи просто примут их на вооружение.

Просмотров: 3847