JoomlaTemplates.me by Discount Bluehost

О православной экономике

Обновлено: 07.12.2014

Когда я слышу о т.н. "православной экономике" или ее обобщенного понимания "христианской экономики", то кроме недоумения, вопросов не возникает. Причем, тут все настолько запущено, что требуется разобраться начиная с основ управления в сложных системах, включающих производственную и социальную компоненты.

Во первых экономика, это прежде всего управление производством. Целями производства, обычно называют получение максимальной прибыли. Не будем останавливаться на вопросе, что существуют и цели производства неэкомоические - это предмет отдельного разговора. Речь о методах управления производством. Классический кибернетический подход по Винеру - контур обратной связи тут не работает. Проблема в том, что в социальной подсистеме нет формализованной модели поведения, она невозможна в принципе, нет и статистической модели, частый случай этого факта рассмотрен в известной теореме Гафурова о неэргодичности системы торгов, отсюда сразу выводится неэргодичность рыночной модели экономики в целом.... В плановой экономике, для производственной подсистемы эталон для построения контура управления есть, но как и кем принимается сам план? В целом ситуация та же.

Другой классический подход - ситуационное управление, по Д. Поспелову - он основан на прикладной семиотике, т.е. словесном описании. Здесь мы занимаемся анализом возникновения ситуаций, их классификаций, декомпозицией на простые ситуации, и принятием решений по ситуации. Подход активно применяемый в социальных системах, хотя чаще без должного математического обоснования. А что является ограничением применимости данного подхода - способ распознавания ситуаций по вектору входных параметров. Этот способ не применим для нестационарных систем, каковыми и являются экономические системы.
Проблема вообще говоря решаемая на основе теории автономного адаптивного управления, оперирующий моделью состояний управляемого объекта (в данном случае производственной подсистемы, имеющей формализованную модель). Впрочем с подробностями отошлю к своей публикации [1].

Но и этот прием не решает всех проблем - регулятор является внешней подсистемой к объекту управления. А в экономической системе, лицо принимающее решения, само является частью системы. Классическая теория управления абстрагируется от субъективного фактора, а реально он является значимой составляющей самого объекта управления.

В современной интерсубъективной теории управления, человек представляется как источник приоритетов в анализе ситуаций, определяющий фактор поведения системы и как носитель профессиональных знаний о предметной области, включающих субъективный опыт и объективную научно обоснованную теорию. Ситуационная модель постулируется на основе понятия актора — субъекта, носителя профессиональных знаний о ситуации, взаимодейсующего с другими акторами, отвечающими за выработку взамискоординированных решений по текущей ситуации. Ситуация определяется на основе модели диалектического единства объективных показателей производственного процесса и субъективной оценки ее акторами.

Итак: будем рассматривать экономическую систему с позиции интерсубъективной теории управления. И что мы видим - определяя стратегию управления, как "православную", актор автоматически становится миссионером, он проводит стратегию внедрения догматов религии, через правила принятия решений, в экономической системе. Нам нужен выбор акторов, во первых понимающих приоритеты всего социума, во вторых основывающих свои решения на объективных тенденциях развится научно-технической революции. Ну а при чем тут православие, отражающее мифологическое представление о мире?

Литература
1. Колесников А. Ситуационное управление нестационарными производственными процессами на основе адаптивных нечетких моделей. 304 c.// LAMBERT Academic Publishing, Gamburg, Germany 2011. Монография. ISBN 978-3-8465-5685-6

Андрей Колесников

Просмотров: 1149